Езда с недостаточным уровнем моторного масла или небрежное отношение к его проверке может привести к «масляному голоданию» и ускоренному износу жизненно важных деталей двигателя.Разберём четыре главные ошибки при проведении этой процедуры, а эксперты дают свои комментарии.
Базовые правила проверки
В современных автомобилях часто используется «электронный щуп», который отображает уровень масла на бортовом компьютере. В машинах с традиционным щупом для точного результата необходимо:
-
Установить автомобиль на идеально ровную площадку.
-
Заглушить двигатель и дать маслу стечь в поддон картера. Обычно требуется не менее 15 минут.
-
Извлечь щуп, тщательно протереть его чистой тканью, вставить до упора, выждать несколько секунд и снова извлечь.
-
Уровень смазки должен быть в пределах отметок «минимум» и «максимум», в идеале — посередине.
Ошибка 1: Автомобиль стоит неровно

Даже небольшая ямка под одним колесом или незначительный уклон способны исказить показания щупа. На крутом уклоне замер становится полностью некорректным. Это касается и систем с электронным щупом, которые также могут ошибочно показать дефицит масла.
Комментарий эксперта (по данным автомехаников): «Для получения максимально точных значений, автомобиль должен стоять на асфальтированной площадке без уклона. Также следует избегать проверки, когда в салоне находятся пассажиры или загружен багажник, так как это тоже может повлиять на корректность показаний из-за изменения угла наклона автомобиля».
Ошибка 2: Неправильное удержание и считывание щупа
Многие водители торопятся и извлекают щуп для быстрой оценки, забывая о необходимости его предварительной протирки.
Правильный алгоритм: Сначала щуп нужно протереть насухо. Затем вставить до упора и снова вынуть. При считывании показаний держите стальную пластину вертикально вниз, чтобы стекающее масло не исказило результат.
Совет эксперта (по данным специалистов): «Важно осматривать щуп со всех сторон. Если масляный след с одной стороны выше, чем с другой, это может указывать на то, что масло не до конца стекло или автомобиль стоит неровно. В идеале, показания должны быть одинаковыми с обеих сторон. Если есть сомнения, лучше провести тест заново, убедившись в ровности поверхности».
Ошибка 3: Поспешная проверка «на горячую»
Ни в коем случае нельзя проверять уровень масла на заведенном двигателе — это опасно и бессмысленно. Проверка спустя всего пару минут после выключения мотора также не даст точного результата, так как масло не успеет полностью стечь в картер.
Мнение автомехаников: «Распространенной ошибкой является проверка уровня масла сразу после длительной поездки. Горячее масло расширяется и дает завышенные показания. Кроме того, часть масла находится в каналах и на стенках двигателя. Мы рекомендуем подождать не менее 10-15 минут после остановки двигателя, чтобы масло полностью стекло в поддон». Примечание: Некоторые производители предусматривают отметки Cold и Hot на щупах для оценки уровня на холодном и прогретом агрегате. Всегда сверяйтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля.
Ошибка 4: Загрязнение щупа и окружения

Использование грязной ветоши, листвы или касание щупом загрязненных поверхностей моторного отсека во время проверки — прямой путь для попадания абразивов (песка, грязи) в картер.
Предупреждение специалистов: «Такие абразивные частицы могут серьезно повредить металлические детали двигателя, включая стенки цилиндров, шейки коленвала и распредвал, что приведет к ускоренному износу. Используйте только чистые ткани для протирки щупа. Обязательно очищайте пространство вокруг посадочного отверстия щупа перед каждой проверкой».
Дополнительный экспертный совет: «При замере уровня возьмите за правило также понюхать щуп. Запах топлива может указывать на проблемы с топливной системой или износом ЦПГ, а запах гари — на сильный перегрев масла, что является поводом для немедленной диагностики».
Как часто и можно ли ездить на минимуме?
Рекомендации специалистов: Уровень масла рекомендуется проверять не реже одного раза в неделю. Регулярная проверка позволяет вовремя обнаружить утечку или повышенный расход и предотвратить серьезные повреждения.
Езда с минимальным уровнем масла (на отметке «минимум») допустима, но нежелательна и не должна быть долгой. Эксперты предостерегают: при активной езде, особенно на высоких оборотах или резких поворотах, масляный насос может начать «глотать воздух». Это моментально приведет к «масляному голоданию» и критическому износу трущихся деталей мотора. Восполните уровень масла как можно скорее.
